Добрый день! On Tue, 13 Oct 2020 22:47:55 +0300 Vitaly Lipatov wrote: > Давние поклонники сизифова труда наблюдали появление Sisyphus, потом, в > попытке усилить стабильность Sisyphus, а однажды даже пытался взлететь > Daedalus, предназначенный > для крайне нестабильных версий пакетов. Чтобы создать условия для > разработки стабильного бранча сообществом, возникали бранчи типа t7. > > Мне кажется, настало время поговорить о том, чтобы и Sisyphus оставить в > прошлом. По крайней мере, в его нынешнем виде. > > Первый момент. Концепция вечно нестабильного репозитория, которым нельзя > пользоваться, не очень популярна среди пользователей. Не говорите за всех, пожалуйста. Как пользователь, я не вижу смысла использовать бранчи с устаревшим софтом. В первую очередь потому, что, как говорит Брюс Шнайер, безопасность — это не результат, безопасность — это процесс. И как бы ни старались мейнтенеры бранчей, всех проблемы им не закрыть, да и не всем уязвимостям дают CVE. И даже когда закроют — это будет не сразу, т.к. процесс долгий, сперва бюрократия (approve, ага), затем тестирование, где бюрократии ещё больше и она ещё менее прозрачна. А эксплойты нередко начинают использовать в течении суток после публикации информации, поэтому хуже старого софта сложно что-то придумать. Во вторых, как пользователю, мне нужны новые плюшки. Не во всём софте и не всегда, но редко да метко. И ждать месяцами не горю желанием. В общем, для меня, как для пользователя Альта, всё, кроме Сизифа — бесполезно. Разумеется, это не значит, что бранчи бесполезны: есть много категорий пользователей, которым предсказуемость, единообразие и стабильность важнее всего остального. Понятно, что в корпоративной среде нужен единообразный софт с одинаковыми версиями и долгосрочной поддержкой — для таких задач только бранчи и подходят; аналогично с поставщиками оборудования и всевозможных встраиваемых решений. Поэтому я считаю замечательным, что наш дистрибутив удовлетворяет потребности широких категорий пользователей: как тех, кто хочет быть на передовой прогресса, так и тех, кому нужны стабильные, тихие, долгоиграющие решения. И поэтому я крайне негативно отношусь к попытке задавить одно из направлений в угоду другому. > Также и несколько > теряется смысл для мантейнеров — зачастую они собирают пакеты в этот > репозиторий, а сами пользуются другим, более стабильным. Опять же, не говорите за всех. Как мейнтейнер я сам пользуюсь Сизифом. Мало того, я стараюсь не связываться с бранчами, потому что там долгая волокита и лишняя головная боль. Зачем мне, как разработчику, это всё нужно? Дополнительная трата времени. Но, безусловно, такой подход касается не всех: для многих состояние бранчей очень важно и они сами ими пользуются — так что замечательно, что у нас есть и такие разработчики. С Сизифом я вижу одну проблему: отсутствие полноценного CI тестирования. Виталий (vt@) предлагал реализацию такого для автоматического тестирования базовой функциональности (например, что система загружается после обновления). Но, к сожалению, его предложение не было принято. Возможно, это хороший повод переосмыслить предложенное и провести работы по CI в Сизифе. > Второй момент. Понятие нестабильности сильно изменилось за прошедшие > годы. Повысился уровень квалификации в апстримах, больше соблюдается > семантическое версионирование в библиотеках, проекты делают стабильные > релизы, которые тестируются через CI, причём с серьёзными тестами. То > есть культура разработки изменилась. Тесты, Continuous Integration, > github, более доступная возможность pull requests. Наконец, сам Open > Source перестал быть маргинальным и стал мейнстримом. Всё это ведёт к > тому, что свободные проекты выпускают в стабильных релизах код высокого > качества, и даже более того, например, в wine каждый коммит вносит > атомарные изменения, подтверждённые тестами, то есть сборка из любого > коммита стабильна. Апстримы апстримам рознь. Где-то CI, а где-то сотни сломанных тестов, которые корректно работают только в очень специфических условиях. Где-то сементическое версионирование в библиотеках, а где-то забандленые статикой на уровне языка библиотеки и модули (привет golang). Количество систем сборок кода возрастает, многие крупные проекты считают своим священным долгом изобрести собственную. Их безумие тоже возрастает, чего стоят забитые в meson на уровне конфигов апстрима свойства компилятора вместо проверки на реальном компиляторе того, что он умеет. Ну а про всякие waf, dmake, gyp и т.п. мерзость я вообще промолчу. Python даже в сборочную систему glibc запихнули; ждём в ядре, run-time, systemd-kerneld-pythond. Мораль простая: есть как тенденция по улучшению качества кода и наведению порядка, так и тенденция по усложнению сборочных систем, увеличению числа фич, зависимостей, общему увеличению количества пакетов и росту как их собственной сложности, так и сложности взаимосвязей между ними. Сложно сказать, какая из этих тенденций преобладает: сильно от конкретного софта зависит, но в целом на уровне совокупности всего ПО в дистрибутиве, по моему мнению, нагрузка на мейнтенеров возрастает. > Третий момент. Снижение роли мантейнера. В связи с ростом культуры > апстрима, Это очень спорно, см. выше. > а также с с большим количеством дистрибутивов, ведущих свою > сборку пакетов (что даёт некоторое количество мантейнеров, которые > смотрят на апстрим с разных сторон) большинство апстримов стали устроены > так, что упаковываются в пакет типовым образом и не требуют специальной > обработки. Конечно, я не о феноменах типа ghostscript, но и тому вроде > становится лучше. Тут я не то что констатирую факт, а настаиваю на том, > что роль мантейнера должна быть снижена, а часть его бессмысленной > работы — автоматизирована. Есть вещи, которые может и должен выполнять > человек, но это не относится к преобразованию спецификаций из одного > формата в другой. Мы всё же имеем дело не с естественным языком. Автоматизируются легко только весьма специфические классы пакетов, как, например, массовые несложные модули языков (perl, ruby, python и т.п.), где, по сути, есть своя система управления модулями и нужно транслировать её в spec. Но и там возникают сложности, когда пакеты становятся большими и нетривиальными, ну тот же numpy, например. Сложные пакеты неавтоматизируемы, за исключением некоторых рутинных операций: glibc, binutils, gdb, kernel, libreoffice, qt и т.п. Просто посмотрите на количество патчей в любых дистрибутивах, особенно на тулчейн. И после этого не говорите ерунды про то, что апстримы делают пакеты, которые можно прямо из коробки в дистрибутиве использовать. Для сложных пакетов нагрузка на мейнтенера наоборот возрастает, т.к. растёт сложность самих пакетов. > Если вкратце, то я предлагаю сделать p9 основным репозиторием > разработки, автоматически портируя все изменения в Сизиф. > > Это был «жёлтый» заголовок. > > На самом деле предложение в том, чтобы основной веткой разработки стал > репозиторий, который бранчуется при крупных несовместимых изменениях > (например, критичных обновлениях тулчейна, glibc или KDE :)). > Репозитории Компании (p9 и т.д.) при этом забирают изменения из такого > репозитория согласно своим регламентам. Очень надеюсь, что таког оникогда не будет, потому что разработка здорового дистрибутива всегда идёт сверху вниз: new -> stable с градациями зависящими от дистрибутива. > Отличия от нынешней схемы (они же — преимущества) я вижу такие: > * бранчевание репозитория происходит в момент технологической > необходимости (когда весь мир переходит, Нет такого, что «весь мир» переходит. Все решают для себя, многие параллельно альтернативы поддерживают. > когда отказались от xorg и > перешли на wayland и т.п., когда перешли на php 8 или python 4 или perl > 6, или когда решили вернуться на ffmpeg); Этот список можно продолжать дробить до бесконечности, вот и получим Сизиф. > * разработка мантейнерами ведётся в стабильном бранче, которым можно > пользоваться (он умеренно стабилен, на его основе можно делать выпуски > дистрибутивов community и т.п.); Можно пользоваться с предложенным вами подходом? Смелое, утверждение, однако, но верное лишь для подмножества пользователей, см. мои комментарии в начале письма. > Кстати, разработчикам не хватает доступного инструмента по проверке > пересобираемости (её умеют делать при тестировании для прохождения > пакетов в p9, но она плохо доступна мантейнерам Сизифа — мне ничего > неизвестно о таком инструменте). Ведь на самом деле большинство > библиотек имеет ограниченное количество «пользователей» (пакетов, > которые требуют их при сборке), поэтому такая пересборка не тяжела, > результат её не обязательно делать фатальным, но она точно приведёт к > снижению числа пакетов, которые неожиданно перестают собираться. Даже > cmake легко проверяется полной пересборкой использующих его пакетов, > хотя это достаточно популярное сборочное средство. http://git.altlinux.org/people/ldv/packages/beehive.git Best regards, Andrew Savchenko